Воспитать эмоционально стабильного и трезво мыслящего ребенка сегодня, кажется, непосильной задачей. Негативных факторов, препятствующих этому, сотни – от контента в сети до опасных продуктов на полках магазинов. Справиться с проблемами воспитания помогает педагог-психолог – очень нужная и важная профессия. Он – «мостик» между ребенком, семьей и школой. Обсудим подробнее, чем занимается педагог-психолог и какими навыками нужно обладать, чтобы делать эту тяжелую работу.
Востребованность
Профессия необходима, и это доказывает тот факт, что наличие педагога-психолога в образовательной организации закреплено законодательно в соответствии с ФГОС и СанПиН.
Кроме того, образовательные стандарты включают требования к формированию разносторонней личности. Специалист участвует в разработке и реализации программ по развитию эмоционального интеллекта, социальной адаптации и профилактике девиантного поведения.

В школах все чаще обучаются дети с особыми образовательными потребностями (ОВЗ, СДВГ, аутизм). Педагог-психолог играет ключевую роль в их адаптации, диагностике, разработке индивидуальных образовательных маршрутов и поддержке как самих детей, так и педагогов.
Чем занимается педагог-психолог
Для начала выясним, кто такой педагог-психолог. Это специалист на стыке педагогики и психологии, который работает в образовательной среде и помогает детям, их родителям и педагогам решать психологические, эмоциональные, поведенческие и социальные трудности.
Чем отличается от других психологов? Клинический психолог работает в медицинской сфере, часто с пациентами, имеющими патологии. Психотерапевт проводит глубинную терапию, как правило, со взрослыми. А педагог-психолог занимается развитием, обучением и адаптацией ребенка в образовательной среде, не лечит психические расстройства, но при необходимости может направить к профильному врачу.
Основные задачи:
| Диагностика | Проведение тестирований, наблюдений, бесед для выявления уровня развития, особенностей личности, признаков тревожности, агрессии, депрессии, гиперактивности. |
| Коррекция и развитие | Проведение индивидуальных и групповых занятий для развития внимания, памяти, мышления. Коррекция поведения, обучение навыкам общения, саморегуляции, стрессоустойчивости. |
| Консультирование | Работа с детьми, родителями и педагогами |
| Профилактика | Проведение тренингов по профилактике суицидального поведения, формированию толерантности, развитию эмоционального интеллекта, подготовке к экзаменам. |
| Работа с особыми детьми | Сопровождение детей с ОВЗ, СДВГ, аутизмом, ЗПР, речевыми нарушениями в рамках инклюзивного образования. |
Интересно! Профессия педагог-психолог начала зарождаться в XX веке, когда зарубежные ученые стали интересоваться взаимосвязью педагогического процесса, психологии и семейного воспитания.
Основные места работы
Основное место работы таких специалистов — школа или детский сад. Но их можно встретить и в других сферах.
| Социальная сфера | Центры социальной помощи семье и детям, кризисные центры, реабилитационные центры |
| Здравоохранение | Психоневрологические диспансеры, детские поликлиники |
| Частная практика | Собственный кабинет, онлайн-консультации, ведение тренингов, коучинг |
| Бизнес | HR-направление, корпоративное обучение, работа с персоналом |
Какое образование надо иметь
Чтобы стать педагогом-психологом, необходимо получить высшее образование в области психологии или психолого-педагогического направления. Ориентировочно этот пусть затрагивает следующие этапы.
- Высшее образование. Нужно окончить бакалавриат по направлению «Психология» или «Психолого-педагогическое образование». Именно эти направления дают базовую квалификацию для работы педагогом-психологом. Магистратуру можно окончить по желанию, но в некоторых учреждениях, особенно школах, требуют магистерскую степень или дополнительную переподготовку, если бакалавриат был по смежному направлению.
- Практика и стажировки. Во время обучения в вузе студенты проходят психолого-педагогическую практику в учебных заведениях и научно-исследовательскую работу. Это помогает получить реальный опыт диагностики, консультирования и коррекционной работы.
Важно! Краткосрочные курсы или повышение квалификации не дают права на занятие должности педагога-психолога — только переподготовка или профильное высшее образование.
Каким должен быть педагог-психолог?
Это просто специалист с дипломом, а человек, чьи профессиональные и человеческие качества напрямую влияют на эффективность его работы.

Качества, необходимые для этой работы, можно разделить на две группы – личностные и профессиональные.
В первую группу отнесем следующие черты:
- Эмпатия — способность чувствовать эмоции другого человека, понимать его внутреннее состояние без осуждения;
- Коммуникабельность — умение слушать, задавать правильные вопросы, выстраивать доверительные отношения с детьми, родителями и коллегами;
- Эмоциональная устойчивость — способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях (агрессия, кризисы, конфликты);
- Толерантность и уважение к личности — принятие ребенка таким, какой он есть без ярлыков, осуждения, сравнений;
- Гибкость и креативность -умение адаптировать методы под конкретного ребенка;
- Нестандартный подход к решению задач, особенно в работе с детьми, которые «не вписываются» в рамки;
- Наблюдательность и интуиция — обращать внимание на мелочи (изменения в поведении, рисунках, речи, настроении) и чувствовать, когда за «обычной шалостью» скрывается серьезная проблема.
Профессиональные качества:
- Психологическая компетентность — умение проводить диагностику (тестирование, наблюдение, беседы), владение методами коррекции и знание возрастной, педагогической и социальной психологии;
- Педагогическая грамотность — понимание образовательного процесса, умение взаимодействовать с учителями, администрацией, разрабатывать совместные программы поддержки;
- Этичность и конфиденциальность — соблюдение профессионального кодекса: не разглашать информацию без согласия, не навязывать своё мнение, уважать личные границы;
- Рефлексивность — умение анализировать свою работу, признавать ошибки и учиться на собственном опыте, готовность к супервизии и профессиональному росту.
В заключении – несколько выводов
Педагог-психолог — не «волшебник», который «исправляет» детей. Он — проводник, который помогает понять себя, справиться с трудностями и раскрыть свои возможности. Чтобы это делать, он сам должен быть целостным, зрелым и профессионально подготовленным специалистом.



